Церковный Этикет

Краткие правила православного этикета

По книге игумена Аристарха (Лоханова).

Как обращаться к диакону

Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая даётся в Таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить Литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (т.е. совершать Таинства), отпевать, освящать дом (т.е. совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются с просьбой о совершении Таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.

К диакону обращаются со словами: «отец диакон». Например: «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?»

Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному).

Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец». Например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос». Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне…», или «Отец Владимир сообщил…» или «Диакон Павел только что ушел».

Как обращаться к священнику

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день»; говорят: «Благословите!» При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).

Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — налагает на мирянина крестное знамение и кладёт на его ладони свою правую руку, которою мирянин целует.

Для мирян-мужчин имеет место и другой вид благословения: принимающий его целует руку, щёку и опять руку священника.

Хотя вариативность благословительного жеста этим не исчерпывается: священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.

Распространённая ошибка людей малоцерковных – накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя («креститься на священника»).

В период от Пасхи до отдания праздника (т.е. на протяжении 40 дней) первыми словами приветствия являются: «Христос Воскресе», с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: «Воистину Воскресе». Благословляющий жест при этом остаётся обычным.

Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: беру благословение в первую очередь у священников, старших по званию, т.е. вначале у протоиереев, затем у иереев. Вопрос в том, как различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку даёт крест, который носит священник: крест с украшением – обязательно протоиерей, позолоченный – или протоиерей, или иерей, серебряный – иерей. Если вы уже взяли благословение у двух-трёх священников, а рядом находятся ещё три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) – по старшинству, затем – женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходит муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Пётр, это моя супруга. Прошу вас, благословите её».

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приёмной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение, ограничиваются лёгким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».

Поведение при разговоре

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в Таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определённое расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит, садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд – кроткий, смиренный, потупленный – сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае – церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Таин Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Надо ли говорить, что и миряне в общении между собой руководствуются теми же нормами поведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *