Службы

Литургия — важнейшее из всех богослужений

Литургия – это важнейшее из всех богослужений. Слово «литургия» пришло в русский язык из греческого языка. В переводе на русский язык оно означает «общее дело».

Божественная литургия совершается со времен святых апостолов, но единый для всех церквей чин литургии был составлен в IV веке сначала Василием Великим, архиепископом Кесарийским, а потом Иоанном Златоустом, архиепископом Константинопольским. Литургия Василия Великого отличается от литургии Иоанна Златоуста продолжительными молитвами, которые священник тайно читает в алтаре. Но порядок и той, и другой литургий одинаковый.

На литургии вспоминается вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, Его страдания и Крестная смерть.

Земная жизнь Господа делится на три части:

  • от Рождества до Крещения Иисуса Христа,
  • все время проповедей и чудес от Крещения Его (три с половиной года),
  • последние дни жизни Господа (от входа Господня в Иерусалим).

Литургия тоже делится на три части:

  • проскомидия,
  • общая литургия верных с оглашенными,
  • литургия верных.

Название первой части литургии «проскомидия» — слово греческое, которое в переводе означает «приношение». Проскомидия являет собой воспоминание о том, как ученики Иисуса Христа по Его указанию пошли приготовить в горнице все необходимое для вечери: хлеб, вино. Вот и теперь до начала божественной литургии готовится хлеб и вино для Таинства. Сам хлеб называется просфорой, что значит «приносимое». Такое название объясняется тем, что древние христиане сами приносили в храм все необходимое для богослужения: хлеб, вино, елей. Из этих приношений часть отделялась для Таинства, из других хлебов вынимались частицы с воспоминанием имен тех, от кого и за кого приношения были, остальное раздавалось верующим по окончании литургии, когда все садились за столы и вкушали пищу, поэтому богослужение называлось вечерию любви.

Проскомидия совершается в алтаре невидимо для присутствующих в храме.

Liturgy1

Это является напоминанием тайны Рождества Иисуса Христа в скромной пещере и Его смиренную жизнь до вступления в общественное служение.

На литургии, которая служится в храмах в настоящее время, употребляются пять просфор, но для Таинства — только одна во образ одного для всех Спасителя Иисуса Христа. Это определило то, как выглядит просфора. Она состоит из двух частей, соединенных в один хлеб. Двойственный состав просфоры, которая используется для Агнца, изображает соединение Божественного и человеческого в Иисусе Христе. На верху просфоры положена печать с крестом и со словами IС. ХС. НI-КА., что означает «Иисус Христос побеждает», то есть крестом победил всех врагов и доставил нам спасение. Эта просфора называется Агнцем, потому что Иоанн Креститель называл Иисуса Христа Агнцем, взявшим грехи всего мира и принесшим Себя в жертву на кресте.

Прежде чем Агнец будет употреблен для Таинства, просфора приготавливается. Она кладется на дискос (блюдо) и покрывается звездицею, а сверху покровами. Это напоминает о Рождестве Иисуса Христа, когда Он по рождению был обвит пеленами и положен в ясли и когда звезда, явившаяся на небе, известила восточных мудрецов о Его рождении и привела их к Нему на поклонение. Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба. Эта часть просфоры называется Агнцем. Агнец надрезается крестовидно на четыре части, а правый бок его пробадается копьем. В чашу наливается красное вино с водой. Это означает, что Иисус Христос родился для того, чтобы пострадать, и что до Его рождения были предсказаны пророками Его страдания и смерть, которые исполнились (когда Он висел на кресте, один воин ударил Его копьем в бок, откуда потекла кровь и вода).

Из других просфор вынимаются частицы и полагаются рядом с Агнцем: справа, если смотреть с восточной стороны, одна частица в честь Богородицы, слева — девять частиц в честь девяти чинов ангелов и стольких же чинов святых, внизу под Агнцем – за здравие живых, еще ниже – о упокоении умерших. Это означает, что на литургии приносится спасительная жертва, которая уже прославила многих на небе, и ходатайствует о прощении грехов и получении славы и блаженства на небе.

Liturgy2

Во время проскомидии читаются часы третий и шестой, которые состоят из Псалмов 16, 24, 50, 35, 54, 90, в которых есть указания на страждущего Господа.

Когда хлеб и вино для Таинства готовы, тогда начинается вторая часть литургии, общая для верных и оглашенных (еще некрещенных).

Начало второй части литургии, общей для верных и оглашенных, знаменует возглас священника: «Благословенно царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков.» Эта часть литургии носит назидательный и подготовительный характер. Верующие подготавливаются к святому Таинству молитвой Богу и слушанием Святого Писания.

Моления к Богу содержатся в великой ектении, которая учит нас молится миром, то есть всем вместе, с ясной и ничем не озабоченной душой, помянувше Пресвятую Богородицу со всеми Святыми, а не надеясь на себя и свои заслуги и дела перед Богом, но призвав в ходатаи Матерь Божию и Святых, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, то есть предавшись воле Бога и с готовностью принять все, что Он пошлет.

За молениями к Богу следуют благодарения Ему за благодеяния, а особенно за спасение, принесенное нам. Поэтому поются псалмы 102 и 145, в которых изображаются все милости Божии. Благодарения заканчиваются торжественной песней в честь Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, который благоволил не переменив Своего Божества воплотиться от Пресвятой Богородицы и претерпеть за нас смерть.

Эта песня начинает воспоминание земной жизни Иисуса Христа: Крещение Его и явление на проповедь. В этот момент отворяются царские врата и делается малый вход с Евангелием.

Liturgy6

Открывшиеся царские врата напоминают о том моменте Крещения Господа, когда открылись небеса и слышен был голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Вход с Евангелием напоминает явление Иисуса Христа после Крещения на проповедь. Свеча, которую несут перед Евангелием, символизирует то, что Евангельское учение есть свет для людей, который учит их добру и истине. Евангелие возвышается в царских вратах с возгласом: «Премудрость, прости». Это символизирует то, что учение Евангелия было возвещено всему миру и что оно является божественной премудростью, которую должно слушать стоя прямо (прости) и внимательно, как бы слушая Господа. Поэтому вслед за этим присутствующие на литургии приглашаются поклониться Господу: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны Сыне Божий.» (Псалом 94, 6).

После малого входа читается Апостол и Евангелие, потому что Господь продолжает Свою Божественную проповедь и учение в Своей святой церкви. Апостол – это дошедшие до нас писания апостолов Христовых, содержащие повествование о жизни некоторых из них и изложение их учения и наставления первым образовавшимся общинам Христовой Церкви. Евангелие – это письменные повествования, в которых описаны жизнь и учение Господа Иисуса Христа.

Вторая часть литургии – литургия верных и оглашенных — заканчивается молениями к Богу о верных и оглашенных (тех, кто желает принять святое крещение) и возгласом: «Елицы оглашеннии изыдите!». После этого возгласа некрещенные не могут оставаться в храме, потому что начинается Святейшее Таинство, на котором могут присутствовать только крещенные.

На престоле раскрывается Антиминс (шелковый плат, которым покрыт престол, с изображением положения во гроб Иисуса Христа. В одной из сторон Антимиса зашиты мощи какого-либо святого.) и теперь только верные призываются к молитве. Священник тайно просит Господа: «Приими Боже моление наше и удостой нас приносить Тебе моления и мольбы и жертвы безкровныя о всех людях твоих.» Диакон произносит две краткие ектении, открываются Царские врата и начинается Великий вход, который знаменует собой начало третьей части литургии, литургии верных. Великий вход – это воспоминание того момента, когда в древние времена приготовленные Дары переносились из особого отделения на престол.

Liturgy7

В этот момент читались имена всех, от кого и за кого делались приношения. Сейчас из-за того, что поминается множество имен, поминовение делается в алтаре тайно. Диакон, который держит дискос с Агнцем, и священник с чашей в руках выходят из северных дверей алтаря и встают на амвоне лицом к молящимся. Вслух вспоминаются имена Святейшего Патриарха, правящего архиерея и все православные христиане. После этого священник и диакон заходят в алтарь и ставят дискос и чашу на престол. Так как Великий вход – это воспоминание торжественного входа Господа в Иерусалим и Его крестного шествия на страдания и смерть, то престол означает гробное ложе Господа, а покровы – плащаницу. Царские врата затворяются за диаконом и священником и закрываются внутренней завесой, что означает погребение Господа, закрытие пещеры с гробом Господа камнем и наложение на камень печати.

В духовном смысле Великий вход означает царский Вход Господа в Иерусалим на последнюю Пасху и шествие Его на страдания. Тогда много учеников и народа окружали Его. Теперь Он невидимо сопровождается ангельскими силами. Такое объяснение следует из песни, которая поётся в это время и называется Херувимскою: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия.» («Мы, которые таинственно изображаем теперь Херувимов и с ними воспеваем Трисвятую песнь Животворящей Троице, — отложим ныне все житейские заботы, чтобы принять Царя всех, Которого невидимо дориносят (те есть носят на копьях подобно тому, как в древности во время избрания царя воины поднимали щит, на котором сидел царь, копьями, а потом совершали торжественный ход) Ангельские чины. Аллилуия.»)

Диакон начинает просительную ектению: «Исполним молитву нашу Господеви.» Затем священник призывает к соединению христиан в братской любви: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.» (Выразим свою веру.)

Церковный хор в это время поет «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.» Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!» С этими словами завеса за царскими вратами открывается и начинается приготовление к освящению Святых Даров, а хор поёт Символ веры. В древние же времена двери храма закрывались, чтобы непосвящённые не могли войти в храм.

Святые дары освящаются подобно тому, как Сам Господь совершил это на Тайной Вечери.

Иисус Христос воздал благодарение и хвалу Богу. Так и священник, благословляя верующих, говорит: «Благодарим Господа» и в тайной молитве благодарит Бога за все Его благодеяния, за то, что Он благоволит принимать от нас хвалы и благодарения, хотя у Него есть тысячи ангелов, которые славят Его.

После благодарений Иисус Христос преломил хлеб и стал раздавать ученикам, говоря: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое.» Подавая им чашу Он говорил: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов.» Эти слова, произносимые священником, переносят верующих на Тайную Вечерю.

В этой части литургии вспоминается и сама жертва, принесенная на кресте. Это делается тремя священнодействиями:

  • священник поднимает Святые Дары и приносит их в жертву Богу, возглашая: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.» (Твои Дары Тебе же приносим в благодарность за все твои благодеяния и в умилостивление за всех.)
  • священник читает особую молитву, призывая Святого Духа, чтобы Он преложил хлеб в истинное Тело Христово и вино в истинную Кровь Христову, и благословляет Святые Дары. Эти минуты самые священные, поэтому колокольным звоном возбуждается особое благоговение в молящихся в церкви и особенно в тех, кто находится вне храма. В эти минуты любой православный христианин воскликнет Богу: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи, и молимтися, Боже наш!»,
  • священник поминает всех Святых, которые уже прославились на Небе, особенно же Пречистую Матерь Божию и тех, кто ещё нуждается в оставлении грехов (живых).

Перед самым приобщением верующих Святых Таин закрывается завеса у Царских врат и возглашается: «Вонмем. Святая Святым.» (Будем внимательны. Святые Тайны достойно принимать только Святым.)
Это напоминает молящимся о том, какая Святыня им подается, и что только очистившиеся от грехов достойны приобщения.

Священнослужители причащаются в алтаре. Затем Царские врата открываются, дьякон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» и выносит на амвон чашу со Святыми Дарами. Это означает воскресение Иисуса Христа и явление Его ученикам. Поэтому все христиане должны поклониться Воскресшему Христу Богу, как это сделали Его ученики и жены мироносицы. После этого священник читает молитву перед причастием и причащает молящихся.

После окончания причащения чаша со Святыми Дарами вносится в алтарь. Затем священник переносит Святые Дары с престола на жертвенник со словами «Всегда, ныне и присно (впредь) и во веки веков.» Это напоминает Вознесение Господа и обещание Его пребывать с нами до скончания века.

После малой ектении священник читает заамвонную молитву. Молитва эта так называется потому, что читается перед амвоном в средней части храма. После этого священник с крестом в руках в открытых Царских вратах произносит отпуст, на котором поминаются храмовые святые и святые, которые почитаются в данный день, и святитель Иоанн Златоуст, основатель чинопоследования литургии (после литургии святителя Василия Великого на отпусте поминается этот отец Церкви). Верующие по очереди подходят к амвону, на котором стоит священник, благоговейно крестятся и целуют крест. Священник раздает им антидор. Антидор – это части тех просфор, которые побывали в алтаре на поминании о живых и усопших. Они были возле святого Причастия и на них его отблеск. В переводе с греческого языка антидор значит «вместо даров».

Раздавая антидор, священник напоминает о двух древних обычаях. Первый обячай связан с тем, что в древние времена все христиане приобщались каждое богослужение. Ныне не все достойны этого, поэтому им раздается антидор. Второй обычай связан с тем, что в древние времена литургия оканчивалась вечерию любви, когда все вкушали от принесенных хлебов и вина с радостью и восхваляя Бога.

В конце литургии христиане отпускаются домой с благословение. Священник при этом возглашает: «С миром изыдем.» (С чистой и спокойной душой пойдем.) и читает молитву, в которой призывает благословение Божие на всех людей. В заключении он из Царских врат, как из открытого неба, даёт благословение Господне и просит, чтобы Господь молитвами Пречистыя Своея Матери и всех Святых помиловал и спас нас яко благ и человеколюбец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *