Таинство Брака

Брак – таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак был установлен самим Создателем в раю, когда Господь благословил первых людей словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…» (Быт 1, 28).

В брачном союзе соединяются души супругов между собой и с Христом.

Таинство Брака совершается в последовании обручения и венчания над крещенными православными женихом и невестой. Однако по правилам Церкви допустимо совершение венчания, если один из брачующихся крещенный православный христианин, а другой принадлежит к иному христианскому исповеданию (католик, протестант), с разрешения епархиального архиерея. Это исключение не относится к мусульманам, иудаистам, буддистам и приверженцам других нехристианских религий, к некрещенным или к убежденным атеистам.

Желание пары вступить в брак оглашается священником в три праздничных дня после литургии. Это делается для того, чтобы избежать обмана, незнания об узах родства или тайных обетах. В это время жених и невеста готовятся к Таинству Брака духовно: исповедью и причастием. Этим объясняется то, что Таинство Брака совершается после литургии и не позже вечерни.

Для венчания надо приготовить новое белое полотенце, кольца (золотое для невесты и серебряное для жениха), венчальные свечи и парные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (свечи и иконы лучше приобрести в самой церкви).

Перед венчанием родители благословляют молодых иконой. Эту икону обычно дарят брачующимся. Но если это семейный образ, которым благословляли из поколения в поколение, то родители могут оставить его для благословения других детей, а вступающим в брак подарить любую другую икону. Эту икону торжественно несет перед входом молодых в церковь кто-нибудь из детей или подростков. Она кладется в храме около Царских врат.

Непосредственно перед венчанием полотенце растилается перед аналоем на середине храма, кольца, чтобы их положить на Престол, и свечи отдаются священнику.

При венчании необходимо присутствие крестного (старшего шафера или близкого друга) и свидетелей (дружек). Они должны быть православными крещенными и не состоять между собой в супружестве.

Последование обручения знаменует собой твердость взаимных обещаний жениха и невесты и начинается тем, что кольца отдаются священнику, который кладет их на Престол, причем серебряное кольцо кладется справа, а золотое слева, потому что после завершения последования обручения серебряное кольцо достанется жениху, а золотое – невесте. Положением колец на Престол брачующиеся поручают свою судьбу воле Божией и испрашивают благословения Господа на свое обручение. Кольца в последовании обручения используются неслучайно. Кольцо с древних времен считается символом печати и утверждения.

Все приглашенные собираются в церкви в ожидании жениха и невесты. Жених входит в церковь в сопровождении крестного (старшего шафера или близкого друга). Хор встречает его пением и приветствием. Все ожидают невесту. Ее обычно торжественно вводит в церковь отец или посаженный отец и передает жениху. Хор поет приветствие невесте: «Гряди, голубице, чистая моя!»

Жених и невеста встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, а невеста слева. Священник выходит из алтаря, подходит к жениху и невесте и трижды благословляет их и дает им заженные свечи. Свечи символизируют духовный свет Таинства и чистоту и целомудрие пары. Кто-нибудь находится рядом со священником и держит кольца. Священник совершает каждение, знаменующее благодать Всесвятого Духа, которая отгоняет от брачующихся силы вражии. Потом он начинает обручение возгласом: «Благословен Бог наш…». Затем произносится великая ектения. В молитвах просится спасение брачующимся, дарование им детей, ниспослание совершенной любви, единомыслия и твердой веры. Потом читаются две молитвы, в которых воздается хвала Богу и призывается Его благословение на брачующихся. Теперь священник берет золотое кольцо и надевает его на четвертый (безымянный) палец правой руки жениха. Блеск металла символизирует то, что он, как солнце, должен светить своей супруге. Священник возглашает трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь», осеняя жениха в то же время крестным знамением. Потом священник надевает невесте на безымянный палец правой руки серебряное кольцо, блеск которого символизирует луну, меньшее светило, заимствующего свой свет от большего, солнца. Теперь священник трижды произносит: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь», осеняя крестным знамением невесту. Затем священник или крестный (старший шафер или близкий друг) обручает жениха и невесту: трижды меняет кольца, снимая и надевая их так, что золотое достается невесте, а серебряное жениху. Это свидетельствует о том, что жених в знак своей любви и превосходства сил готов помочь женской слабости, а невеста предана и готова принять помощь жениха. Троекратный обмен свидетельствует о полной доверенности брачующихся, их единодушии и готовности к взаимной помощи.

Последование обручения заканчивается молитвами о благословении Божием.

Последование венчания проводится сразу после обручения. Жених и невеста, держа заженные свечи в руках, выходят на середину храма и встают на расстеленное перед аналоем полотенце в знак того, что они будут делить счастье и горе. На аналое лежат Крест и Евангелие. Евангелие напоминает брачующимся о том, чтобы во всех делах своих они руководствовались законом Христовым. Хор при этом поет псалом 127, прославляющий благословенное Богом супружество, который чередуется пением «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.» Словами псалма «Блажени вси боящиеся Господа, ходящии в путех Его» дается ответ на то, в чем состоит истинное супружеское счастье. Если супруги будут благоговеть перед Богом и исполнять Его заповеди, то Господь силою могущества Его устроит внутреннее и внешнее благо их жизни.

Жених и невеста перед лицом Господа и Церкви подтверждают свое свободное, непринужденное желание вступить в брак, отвечая на вопросы священника: «Имаши ли (имя жениха) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль пояти себе в жену сию (имя невесты), юже которую зде пред тобою видишь?» Жених отвечает: «Имам, честный отче.» Священник задает второй вопрос: «Не обещался ли еси иной невесте?» Жених отвечает: «Не обещахся,честный отче». Теперь священник спрашивает у невесты: «Имаши ли произволение благое и непринужденное и крепкую мысль пояти себе в мужа сего (имя жених) егоже которого пред тобою зде видишь?» Невеста отвечает: «Имам, честный отче.» Священник спрашивает снова: «Не обещалася ли еси иному мужу?» Невеста отвечает: «Не обещахся,честный отче». Эти вопросы не только о том, давалось ли обещание кому-то другому вступить в брак, но и о том, не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или не находится ли в зависимости от обязательств по отношению к кому-то другому. Ответы и жениха, и невесты должны быть отрицательными и четкими. Если невеста ответит молчанием, плачем, всхлипываниями, священник немедленно прекратит венчание, чтобы не произошло насильственной выдачи замуж.

Венчание начинается возгласом священника: «Благословенно Царство…». Затем произносится ектения и священник читает три молитвы, в которых вспоминается создание женщины из ребра Адама и первое брачное благословение в раю, просится благословение нового супружеского союза, сохранение брачующихся, дарование им единомыслия душ, целомудрия, долгоденствия, обилия благ земных и неувядаемого венца на небесах. Поминаются в молитвах и родители жениха и невесты, которые воспитали их.

Теперь наступает самый важный момент. Священник берет венец, символ царской власти, через который брачующиеся получают благословение сделаться родоначальниками, князьями дома, будущего потомства и использовать дарованную власть во благо подвластных, и крестообразно знаменует им жениха, дает ему целовать образ Спасителя, который находится на передней части венца. При этом священник говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь». Затем венец надевается на голову жениха. Другим венцом с укрепленной на передней стороне иконой Божией Матери крестообразно знаменуется невеста, которой дается поцеловать образ Божией Матери. Священник при этом произносит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь». После этого венец надевается на голову невесты. Возложение венцов служит наградой жениху и невесте за их целомудрие.

Иногда венцы не надевают на головы новобрачных, а свидетели (шаферы) держат их над головами жениха и невесты. В этом случае на руках свидетелей должны быть белые перчатки или венцы можно держать белыми платочками.

Священник трижды произносит тайнодействующие слова: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я их» и трижды благословляет новобрачных. Так святая Церковь тайнодейственно низводит на брачующихся благодать Святого Духа, которая освящает супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених – муж своей невесты, невеста – жена своего жениха. С этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака: «Что Бог сочетая, то человек да не разлучает» (Матф. 19, 6).

После этого произносится прокимен : «Положил еси на главах их венцы, от камений честных, живота жизни просиша у Тебе, и дал еси им» и читается пятая глава из послания апостола Павла к Ефесянам. В ней говорится о том, что нужно за все благодарить Бога и повиноваться друг другу. Кроме того, в этом чтении жених и невеста сравниваются с Христом и Церковью: как Христос – глава церкви так и муж – глава жены, как Христос возлюбил церковь и отдал самого себя за нее, так муж должен любить жену свою. Затем читается вторая глава от Иоанна из Евангелия, в которой рассказывается о первом чуде, сотворенном Спасителем на свадьбе в Кане Галилейской. Он по просьбе Матери Своей превратил воду в вино и этим благословил брак. Затем читаются молитвы о милости, мире, здравии, спасении, ниспослании брачующимся ангела-хранителя душ и тел, о прощении и оставлении грехов. Певчие и, желательно, новобрачные и присутствующие поют молитву Господню «Отче наш».

Чтобы новобрачные помнили о том, что теперь они должны делить радость и горе, труд и покой и не чуждаться общения друг с другом, священник благословляет чашу с красным вином и дает мужу и жене троекратно поочередно испить из нее. После испития из общей чаши, священник соединяет правые руки новобрачных в знак неразрывного союза, накрывает их епитрахилью и трижды обводит их вокруг аналоя. Этим обхождением выражается радость новобрачных и знаменуется вечность их совместного шествия по жизни, так как круг служит обозначением вечности, их обет ни по каким причинам не расторгать брака. Троекратное же обхождение совершается во имя Святой Троицы: Отца и Сына, и Святого Духа. Обхождение совершается под пение тропарей «Исаие, ликуй!», «Святии мученицы…» и «Слава Тебе, Христе Боже…». Вот полный текст тропарей.

«Исаие ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем.»

«Святии мученицы, добре страдальчествоваши и венчавшиися, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим.»

«Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица единосущная.»

В обхождении участвуют шафера. Если они держат венцы над головами брачующихся, то для благолепия лучше менять уставшую руку одновременно по сигналу.

После завершения обхождения, священник снимает венцы с новобрачных. При этом он читает молитвы, прося помощи у Пресвятой Богородицы, воздавая славу Христу Богу и всей Троице. Последняя молитва сопровождается иерейским благословением. После этого священник подводит молодых к Царским вратам и дает им поцеловать иконы Спасителя и Божией Матери на вратах и крест и благословляет их иконами, принесенными для новобрачных. После этого иерей велит молодым поцеловаться перед всею Церковью в знак взаимной любви. Затем священник возглашает: «Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение и во всем благое споспешение подаждь Господи, (имена молодых) и сохрани их на многие лета». Хор поет несколько раз «Многая лета». Священник поздравляет молодых и благословляет их иконами. Затем молодые поворачиваются лицом к присутствующим, которые подходят по очереди к новобрачным и поздравляют их.

После свадьбы молодым следует повесить иконы, которыми их благословляли, в доме на почетном месте, в красном углу, хранить и беречь их, молиться перед ними вместе и порознь.

Когда молодожены выходят из церкви, то их обсыпают пшеницей или хмелем, желая им зажиточной жизни.

Несколько слов напутствия присутствующим при совершении Таинства Брака

Собираясь в храм, где будет совершаться Таинство Брака, следует помнить о необходимости соблюдать скромность в одежде. Женщинам не нужно забывать, что даже в церковной ограде нельзя появляться в брюках, тем более заходить в такой одежде в храм. Необходимо им позаботиться и о том, чтобы голова была покрыта. При выборе головного убора предпочтение лучше отдать платку, шали или шарфу. Использование этих головных уборов женщинами носит традиционный характер и связано с

Мужчинам не следует забывать о том, что рубашка должна быть застегнута до самого верха, а головной убор снят при входе в церковь.

Люди присутствуют при Таинстве Брака, чтобы вместе со священнослужителями помолиться Творцу о ниспослании благословения на вступающих в брак, даровании мира их семейной жизни и любви и благоденствия им самим. Этим объясняется неуместность разговоров между присутствующими на Таинстве Брака, смеха, передвижения по храму с места на место, занятия позиции, при которой молящиеся оказываются стоящими спиной к святым иконам или Царским вратам, к престолу. Присутствующим при Таинстве Брака следует помнить, что Спаситель незримо присутствует на торжество сочетающихся браком и вести себя благоговейно и слушать молитвы с должным вниманием.

Обязанности супругов

1. Любить и беречь друг друга.

2. Терпеть недостатки друг друга.

3. Прощать друг друга не на словах, а на деле.

4. Помогать друг другу в житейских делах.

5. Соблюдать супружескую верность.

6. Готовить себя и детей, если Богу будет угодно даровать их супругам, к жизни будущей, к будущему вечному блаженству.

Некоторые замечания

  • Желательно, чтобы жених и невеста подготовились и в день венчания или за несколько дней до него исповедались и причастились Святых Христовых Таин. Особенно серьезно к этому должны отнестись те пары, которые прожили фактической семейной жизнью без церковного благословения долгое время.
  • Желательно, чтобы платье невесты было белое, потому что белый цвет имеет символическое значение в богослужебной практике.
  • Второй брак допускается по снисхождению к человеческим немощам и благословляется церковью по специальному «Последованию о второбрачных». Этот чин совершается, если и невеста, и жених вступают во второй или в третий брак. Четвертый брак церковью не допускается. Если один из брачующихся вступает в брак впервые, последование совершается по обычному чину.
  • Право признать церковный брак несуществующим и разрешение на вступление в новый брак дается только епархиальным архиереем на основании свидетельства ЗАГСа о разводе. Новое венчание без разрешения епархиального архиерея на расторжение прежнего не допускается.

Препятствия к заключению брака

  • Возраст. Церковные возрастные нормы вступления в брак соответствуют гражданским, так как заключению церковного брака предшествует заключение брака гражданского. Но если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки (например, большая разница в возрасте), то для венчания требуется специальное разрешение правящего архиерея.
  • Родство. При кровном родстве (родство между лицами, имеющими общего предка) церковный брак запрещается до четвертой степени родства включительно, при двухродном свойстве родства (брачный союз между родственниками мужа и жены) – до третьей степени, при трехродном ( брачный союз между родственниками жены одного брата и родственниками жены другого брата) – до первой степени. Правила вычисления степени родства очень сложные, поэтому в сомнительных случаях следует обратиться к священнику или епархиальному архиерею.

    При духовном родстве (родстве между крестными родителями и крестниками и их родителями) правила на заключение брака такие же.

Венчание не совершается

Венчание не совершается:

  • В многодневные посты (Великий, Рождественский, Петров и Успенский)
  • С 7 по 20 января
  • На масленице (начиная с Недели мясопустной и на Недели сыропустной)
  • В Светлую седмицу (неделя после праздника Пасхи)
  • Накануне и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября)
  • Накануне и в день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
  • Накануне двунадесятых, великих, храмовых праздников и во вторник, четверг и субботу, чтобы вечер не проходил в шумных веселиях и развлечения.

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем в случае насущной необходимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *