Таинство Елеосвящения

Елеосвящение – Таинство, в котором при помазании тела больного елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство еще называют соборованием, потому что по церковному уставу Таинство Елеосвящения совершают семь священников (собор священнослужителей).

При совершении Таинства Елеосвящения испрашивается телесное исцеление и отпущение больному грехов. Это происходит потому, что большинство болезней – следствие греха, а сам грех – болезнь духовная.

Таинство Елеосвящения совершается над православным верующим старше семи лет, который страдает телесными и душевными болезнями.

Таинство может совершаться в храме, в больнице, дома. Общее соборование чаще всего совершается в дни Великого поста: на Крестопоклонной или Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой. Таинство Елеосвящения тесно связано с Таинством Покаяния и Таинством Причащения.

К последованию Таинства Елеосвящения в храме (в комнате больного перед иконами) ставят стол и покрывают его чистой скатертью. На него ставится блюдо с зернами пшеницы (риса, ржи,), которые символизируют зародыш новой жизни – выздоровления и жизни по смерти тела (воскресения). На пшеницу по середине ставится сосуд (стакан) для освящения елея. В пшеницу ставятся семь стручцов (палочек, концы которых обернуты ватой). Стручцы являются символов масличной ветви, принесенной Ною в ковчег, и знаменуют собой для помазуемого благодатное обновление от потопа, болезней и грехов. На стол ставится сосуд с чистым елеем (оливковое, растительное масло) и сосуд с небольшим количеством вина. На столе полагается Евангелие и крест. Чинопоследование Таинства Елеосвящения начинается каждением, возгласом священника «Благословен Бог наш», чтением ряда предназначенных молитв, 142 псалма, покаянных тропарей, псалма 50 и канона о елее. После этого священник вливает в пустой сосуд масло и немного вина. Вино служит знамением Крови Христовой, пролитой на кресте для спасения людей. Затем зажигаются семь свечей, которые установлены в пшенице. Заженные свечи даются помазуемому и всем присутствующим. Священник же читает молитву и совершает елеосвящение. Теперь священник переходит к первому Апостольскому чтению из Соборного послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения и первого Евангельского зачала о самарянине, предназначенной молитве, краткой ектинии с молениями о болящем. После этого он берет стручец, погружает его в елей и крестообразно помазывает елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки того, кто соборуется, читая одновременно с этим молитву «Отче Святый, Врачу душ и телес…». Последование завершается тем, что гасится одна из горящих в блюде с пшеницей свячей.

Описанное выше последование повторяется ещё шесть раз. Каждое последование завершается тем, что гасится еще одна свеча, установленная в пшенице.

Закончив седьмое последование, священник полагает на голову соборующегося раскрытое Евангелие и читает молитву ко Господу: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога живаго, не хотяй смерти грешнаго, но яко обратитися, и живу быти ему: не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящаго у Тебе нами оставление грехов: но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем…». Помазуемый при чтении этой молитвы неприрывно и негромко повторяет: «Гоподи, помилуй». После завершения чтения молитвы священником, соборуемый целует Евангелие. Затем читается краткая ектиния и две стихиры и совершается отпуст. Соборованный прикладывается к Евангелию и ко Кресту и трижды поклонившись совершителям Таинства говорит: «Благословите, отцы святии (или отец святой, если Таинство совершалось одним священником), и простите мя грешного (грешную).

О том, как поступить с елеем, который остался после совершения Таинства, нужно посоветоваться со священником.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *