Таинство Крещения

В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
Святитель Филарет, митрополит Московский.

Таинство Крещения – священное действие, в котором верующий во Христа при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную.

Человек, который принял Таинство Крещения, может приступать к другим Таинствам церкви, с этого момента о нём можно молиться. Крещенному человеку сопутствует ангел-хранитель, посылаемый от Бога. Крещение снимает с человека проклятие первородного греха, которое передаётся ему через рождение. Взрослый крещаемый очищается от всех других грехов, совершенных до Крещения.

Таинство Крещения может совершаться над человеком любого возраста и только один раз. Крещение младенцев совершается по вере родителей и восприемников, на которых лежит ответственность научить детей Православной вере и помочь им стать истинными христианами. Взрослый человек, желающий креститься по вере и покаянию, но не знающий, был ли он крещен во младенчестве, должен попытаться навести справку об этом. В случае невозможности установить факт Крещения, взрослый крестится по обычному чинопоследованию.

Крещение может совершаться в любое время года, но не может совершаться заочно или посмертно.

Последование Таинства Крещения состоит из следующих частей:

  • молитвы, предшествующие Крещению,
  • наречение имени,
  • оглашение,
  • последование Крещения.

Молитвы, предшествующие Крещению, священник читает до совершения Таинства Крещения. К этим молитвам относятся молитвословия «в первый день, по внегда родити жене отроча».

Наречение имени не входит в последование Таинства Крещения, а происходит до его совершения. Имя, которым нарекается крещаемый, выбирается до совершения Таинства по церковному календарю. Для этого священник определяет ближайший после дня рождения крещаемого день памяти святого (или святых) и предлагает выбрать имя из ряда возможных. Наречение имени будет совершаться в честь того святого, который носил это имя. Этот святой становится Небесным покровителем новокрещенного, а день памяти святого – именинами или днем Ангела (днем тезоименитства) новокрещенного.

Гражданское и церковное имя могут отличаться. Например, гражданскому имени Иван соответствует церковное имя Иоанн, гражданскому имени Федор – церковное имя Феодор, Алексей – Алéксий.

Наречение имени совершает священник, который благословляет крещаемого и читает над ним молитву на наречение имени.

На протяжении всей жизни христианин ведёт духовную борьбу с врагами своего спасения, бесами, которые стремятся склонить его ко греху. Для того, чтобы человек мог начать христианскую жизнь в Таинстве Крещения, его нужно оградить от такого воздействия. Это совершается в последовании оглашения, которое состоит из чтения священником над готовящимся к Крещению «запрещающих» молитв, отречения крещаемого от сатаны и сочетания Христу. Однако отречение от дьявола и обращение к Богу готовящийся к Крещению делает добровольно, так как Бог наделил человека свободной волей. Поэтому тот, кого крестят, сам отрекается от сатаны и выражает ему свое презрение дуновением и плюновением, а потом заявляет о своем желании соединиться Христу. Для этого после прочтения священником «запрещающих» молитв, крестные, которые держат крещаемого младенца на руках (а если крестится взрослый, то свидетели и молящиеся стоят сзади него), поворачиваются в обратную сторону от алтаря, как бы к тем силам, которые противостоят Богу. На вопрос священника: «Отрицаешилися сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» крестные или крещаемый отвечают: «Отрицаюся». Так повторяется три раза. Потом священник спрашивает: «Отреклся (или отреклася) ли еси сатаны?», на что следует ответ крестных или крещаемого: «Отрекохся». Это тоже повторяется три раза. Теперь священник говорит: «И дуни, и плюни на него.» Крестные с крещаемым дуют и плюют вперед себя. Только после этого крестные с младенцем или крещаемый взрослый человек поворачиваются к алтарю, символизируя обращение к Богу. Затем священник последовательно задает вопросы, на которые отвечают крестные или крещаемый:

— Сочетаваешися ли ся Христу?
— Сочетаваюся.
— Сочетался (или сочеталася) ли еси Христу?
— Сочетахся.
— И веруеши Ему?
— Верую Ему, яко Царю и Богу.

После этого крестные или крещаемый читают Символ веры (очень хорошо, если крестные знают символ веры наизусть). Вопрошение о сочетании Христу и чтение Символа веры в богослужении последования оглашению повторяется трижды. После этого священник трижды спрашивает: «Сочетался (или сочеталася) ли еси Христу?» и трижды звучит ответ: «Сочетался (или сочеталася)». Затем священник говорит: «И поклонися Ему». Новокрещаемый осеняет себя крестным знамением, кланяется в сторону алтаря и говорит: «Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Оглашение заканчивается чтением особой молитвы.

Последование Крещения начинается сразу после оглашения. Эту часть богослужения крестные (или крестные и крещаемый) стоят с зажженными свечами. Священник возглашает: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», читает особую ектинию, содержащую моления и особые молитвенные прошения о воде, в которой будет совершаться Таинство Крещения, и о новокрещаемом и освящает воду в купели (для младенце) или в баптистерии (небольшом бассейне, в который взрослый может погружаться полностью). За освещением воды следует помазание воды, а потом и крещаемого освященным елеем (маслом). Если вода символизирует очищение, а погружение в нее – покаяние, то елей является символом исцеления и здоровья, примирения и мира. Наконец, наступает самый главный момент Таинства крещения – священник троекратно погружает крещаемого в воду с произнесение слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». Крестный (одного пола с крещаемым) берет полотенце и готовится принять (воспринять) своего крестного. После этого крещенного одевают в белые одежды и священник надевает на него нательный крест – символ принадлежности к Церкви Христовой. Затем священник совершает Таинство Миропомазания.

После совершения Таинства Миропомазания священник, держа крест в руке, крестные и новокрещенный трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения с Христом. В это время поется тропарь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуя», потом читается зачало из послания святого апостола Павла к Римлянам, которое посвящено теме крещения, и зачало Евангелия от Матфея, в котором говорится о том, что Господь послал апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

После Крещения священник омывает Святое Миро с тела новокрещенного и постригает на нем волосы. Миро омывается специальной губкой, предварительно омоченной в святой воде. Для пострижения волос небольшой кусочек воска от свечи разминается в лепешку. Священник постригает (выстригает прядь волос с четырех сторон головы) новокрещенного и складывает волосы на восковую лепешку, которая опускается в купель. Пострижение – символ покорности Богу и небольшой жертвы, которая приносится новокрещенным Господу в благодарение за начало новой духовной жизни.

Таинство Крещения завершается произнесением молебных прошений о крестных родителях и новокрещенном и отпуста с обязательным поминанием святого, который стал Небесным покровителем крестившегося. Чаще всего за этим следует воцерковление, первое принесение младенца в храм. Священник, взяв младенца на руки, проходит по храму, подносит его к царским вратам и вносит в алтарь, если это мальчик. После этого младенец полагается священником на амвоне, с которого его забирают родители. Крещенные взрослые следуют по храму за священником сами. Воцерковление – это посвящения младенца Богу.

Участие крестных в Таинстве Крещения обязывает их нести ответственность за то, чтобы крещаемый стал достойным членом Церкви Христовой. Сами крестные должны быть православными, церковными людьми.

Обычно в Таинстве Крещения участвуют два восприемника: крестный отец и крестная мать. Но возможно и участие только одного крестного, но того же пола, что и тот человек, который крестится. При совершении Таинства Крещения между крестными родителями устанавливается духовное родство, поэтому они не могут быть супругами или самими родителями крещаемого.

У взрослых людей восприемников может не быть. Тот священник, который совершает Таинство, считается крестным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *